Прп. Герман Аляскинский в письме валаамскому игум. прп. Назарию (Кондратьеву) передал свидетельство о том, что иеромонахи Макарий и И. «горели наибольшей ревностью» в деле крещения местного населения и спорили между собой, желая отправиться на Аляску. Передвигались они на байдарках, «малейших кожаных лодочках, невзирая на все морские опасности». Прп. Герман описал и предполагаемый маршрут И.: «В скором времени отправится отец Ювеналий на матерую, начиная с Кенайской губы - в Чугачи, Алегмют, дальние Колоши и другие многие языки, даже до Чилхата» (Деменков. 1842. С. 225-226).
И. остался в Нучеке, где никто из священников ранее не бывал, провел зиму 1795/96 г. в редуте святых Константина и Елены (Константиновском). По некоторым сведениям, его задачей было «успокоение мятущегося бунтующего… народа». И. крестил 746 чугачей. С о-ва Нучек он перешел на Кенайский п-ов Аляски, где также стал первым миссионером, совершал богослужения в Николаевском редуте - крепости, построенной русскими в 1791 г. на сев.-зап. побережье полуострова. И. «переносил обиды, терпел нужды голода и холода и многих обратил к познанию веры» (Врангель. 1979. С. 49, 51), в т. ч. тойона - племенного вождя. Летом 1796 г. И. пробрался в сев. области Аляски, к оз. Илиамна (оз. Шелихова), где, согласно сведениям, приводимым нек-рыми авторами XIX в. (включая свт. Иннокентия (Вениаминова), Ю. Ф. Лисянского, А. Н. Муравьёва, Н. П. Резанова и Ф. П. Врангеля), и принял мученическую кончину. Баранов в письме Ларионову от 24 июля 1800 г. также называл места, где «потерялся» И.,- оз. Илиамна и р. Квичак, вытекающая из него и впадающая «в северное позад Аляксы море» (Тихменев. 1863. Ч. 2. Прил. С. 137).
Отношения миссии с руководством Российско-американской компании были сложными, и миссия не пользовалась охраной с ее стороны. «Я слыхал от некоторых,- писал архим. Иоасаф (Болотов) Шелихову 18 мая 1795 г.,- что Баранов со своими бунтовщиками нередко поговаривает: нам бы-де как отправить на тот свет архимандрита да Ювеналия, а прочих как мух придавим» (Там же. С. 105). Сторонник Баранова, один из основателей Российско-американской компании, Н. П. Резанов, в свою очередь считал туземцев неподготовленными к принятию христианства, особо отмечал незнание миссионерами их языка. Он писал о кончине И. (6 нояб. 1805), не сдерживая досады: «На полуострове Аляске завелся было на… Илямне… торг с горными народами, великие пользы открывавший, монах Ювеналий тотчас улетел туда для проповеди, крестил их насильно, венчал, отнимал девок у одних и отдавал другим. Американцы все буйство его и даже побои долго сносили, но наконец опомнились, что от этого урода и избавиться можно и, посоветовавшись между собой, кончили тем, что убили преподобного, да об нем и жалеть бы нечего, но принесли в жертву ожесточению своему и всю артель русских и кадьякцев, не оставя ни одного живого» (Письмо [Н. П.] Резанова к директорам р[ос.]-а[мериканской] компании из Новоархангельска от 6 нояб. 1805 г. // Тихменев. Ч. 2. Прил. С. 214-215). Согласно справке о хозяйственной деятельности компании Шелихова, летом 1796 г. И., «не испросив позволения от начальника своего, епископа (архимандрита.- А. Б.) Иоасафа, пустился разъезжать по северной части берегов матерой земли и далеко за Аляскою с тремя промышленниками и несколькими новокрещеными из кенайцев убит от тамошних, нам еще не мирных народов» (РГИА. Ф. 796. Оп. 74. Д. 210. Л. 263; Онуфрий (Маханов). 2005. С. 643).
Существует неск. версий обстоятельств смерти И. Первая связывает мученическую кончину И. с распространением им христ. морали среди танаинов (Denai'na) или юппик-эскимосов. После крещения одного племени И. запретил туземцам иметь по неск. жен и, кроме того, возвращаясь, убедил старейшину отдать ему всех детей для обучения в школе на Кадьяке. Когда И. ушел с детьми, его противники устроили погоню. Они догнали миссионера. Несмотря на то что И. имел при себе оружие, «не хотел он ни бежать от них, ни защищаться, но с полным самоотвержением покорился Промыслу, прося их только об оказании пощады спутникам своим. Просьбу эту злодеи исполнили». Индейцы жестоко избили И., забрали детей и отправились обратно. Но И. вдруг поднялся и с крестом в руках пошел за удалявшимися мучителями. Увидев это, туземцы стали с еще большей жестокостью бить миссионера. Как только они отошли, И. вновь поднялся и последовал за ними. Тогда язычники «искрошили его в куски» и зарыли. Но на месте погребения столб пламени или дыма, «подъемлющийся в недосязаемую взорам высоту, свидетельствовал о невинно пролитой крови» ([Иннокентий (Вениаминов)]. 1840. С. 155; Очерк из истории Американской Правосл. Духовной миссии. 1894. С. 72-73).
В ином варианте повествования передан рассказ местных жителей рус. матросам: «Он обращал нас к своему Богу, а мы... привязали его к дереву; но уже, совсем мертвый, три раза восставал и снова начинал убеждать нас, доколе, наконец, не отдали мы его на съедение нашим соседям» (Муравьёв. 1836. С. 153). Эта версия обстоятельств гибели И.- наиболее ранняя, но каннибализм не был свойствен местным жителям. Согласно др. версии, И., ориентируясь на голоса людей, подошел к лагерю одного из воюющих племен в районе оз. Илиамна. Стражники, заметив приближающегося человека, посчитали его неприятелем и, приняв в сильном тумане крест в его руках за оружие (или восприняв крестное знамение как жест агрессии), стали стрелять. Согласно рассказу 104-летнего местного жителя, записанному миссионером диак. Василием Орловым, и другим источникам, И. отправился на север, прошел вдоль р. Нушагак и от верховьев р. Кускоквим (Кускокуим) по ее течению вышел на юго-запад Аляски, побережье Берингова м. к зал. Кускоквим. У пос. Куинхагак (Квингагах, Квынкхак, ныне Кинегнак) он погиб от копий и стрел эскимосов-юппиков Центральной Аляски, к-рые действовали по наущению шамана. Убили и провожатого (провожатых) из числа танаинов. Когда шаман или колдун после убийства священномученика надел на себя его крест, то уже не мог совершать языческие обряды и признал силу креста. Именно это место гибели миссионера, а не окрестности оз. Илиамна, является наиболее вероятным, как показал в неопубликованной работе финский исследователь П. Халламаа. Местные предания сообщают также, что тело священника было похоронено в горах (Oleksa. 1983. Р. 134-137). По дороге к Кускоквиму, на оз. Тугияк (Тогиак), в сев. части Бристольского зал. Берингова м., штурман И. Я. Васильев в 1829 г. видел у мн. аборигенов медные образа и крест, которые, по его предположению, достались им от И., «убитого от сего народа около 1796 г. близ селения Квинты» (Кинегнак) (Фёдорова. 1979. С. 188). Осенью 1799 г. в Охотском м. при кораблекрушении погиб иеродиак. Стефан.
Считается, что за время служения И. и иером. Макарий крестили более 5000 туземцев Русской Америки. После мученической кончины И. в Николаевском редуте стали совершаться богослужения 2 раза в месяц. В 1848 г. по инициативе свт. Иннокентия (Вениаминова) там была построена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы.
Крайне сомнительна подлинность «ежедневного журнала» - дневника И., обнаруженного в Калифорнийском ун-те в Беркли, который, вероятно, является подделкой, написанной неким Иваном Петровым (Hoffman B. G. A Daily Journal (1796) Kept by the Reverend Father Juvenal // The Kroeber Anthropological Society Papers. 1952. N 6. P. 26-59).
В 1980 г. И. и отрок мч. Петр Алеут по инициативе Григория (Афонского), еп. Ситкинского и Аляскинского, прославлены как местночтимые святые Аляскинской епархии Православной Церкви в Америке. 18 окт. 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя И. включено в Собор Валаамских святых.
Икона к прославлению И. была написана ок. 1980 г. иконописцем прот. Феодором Юревичем из г. Эри (шт. Пенсильвания). На золотом фоне святой и мч. Петр Алеут, канонизированный одновременно с И., предстоят в молении благословляющему Спасителю в облачном сегменте, позем воспроизводит природу Аляски с изрезанной береговой линией, скудной растительностью и каменистыми уступами горок. И. облачен в черные монашеские одежды и красную епитрахиль, на голове - клобук, в правой руке - крест. В надписи назван Илиамнским («St. Juvenaly of Iliamna Hieromartyr»), поскольку первоначальный вариант Жития, следуя сведениям свт. Иннокентия, обозначал оз. Илиамна как место мученической кончины И. (это наименование встречается и на более поздних иконах).
Широкое тиражирование получила поясная золотофонная икона (после 1980) из Преображенского мон-ря в шт. Массачусетс, где святой представлен в коричневой мантии, оливковой с золотыми крестами епитрахили, с крестом в правой руке и развернутым свитком в левой. На свитке написана одна из заповедей блаженства: «Blessed are the meek» («Блажени кротцыи»). У И. русая борода средней величины, слегка раздвоенная на конце, и длинные волосы, прядями спадающие на плечи из-под черного клобука. Ростовой образ И. (святой представлен на золотом фоне с арочным завершением) создан ок. 1994 г. иконописцем Ю. Сидоренко для иконостаса кафедрального собора во имя свт. Иннокентия Иркутского в г. Анкоридж (шт. Аляска). И. держит в руках красный крест и свиток с тем же текстом. Большую икону святого (161×75 см) включили в иконостас кафедрального собора в связи с тем, что окрестности Анкориджа - место проповеди И.
На канонизационную икону ориентированы изображения И. вместе с мч. Петром Алеутом (часто представлен в одеждах своего племени), варьируются пейзажный фон, положение рук святых. К таким произведениям относится, напр., образ нач. XXI в. письма Мэтью Гарретта, на котором святые предстоят Иисусу Христу на фоне характерного для Аляски зимнего пейзажа и морских просторов. Одежды, орудия труда и лодки являются основными этнографическими деталями, указывающими на представителей местных племен. В ранних амер. иконах, а также в работах иностранных авторов жители Аляски написаны в рубахах и штанах. Однако после 2000 г. в связи с увеличением этнографических исследований на иконах воспроизводятся атрибуты племенной принадлежности.
Эта тенденция прослеживается, в частности, в композиции «Собор американских святых», где всегда представлен И. как первомученик Православной Церкви в Америке. В 80-х гг. XX в. подобные иконы включали изображения только 4 канонизированных святых: прп. Германа, И., мч. Петра и свт. Иннокентия Московского, как на акварельном образе 1987 г. худож. Байрона Бёрдсалла из собора свт. Иннокентия Иркутского в Анкоридже (Alaska Geographic. Anchorage, 1999. Vol. 26. N 4. Ил. на обл.). Так, в одной из уличных часовен на территории Свято-Тихоновской ДС (Саут-Кейнан, шт. Пенсильвания) помещена мозаичная икона «Собор американских святых», выполненная в 1988 г. итал. компанией. На мозаике 4 святых изображены стоящими почти прямолично на острове, на фоне морских волн, И.- 2-й слева, вверху - изображение Св. Троицы Ветхозаветной.
Икона «Собор святых, в Северной Америке просиявших» была создана в 1994 г. в честь 200-летия Православия в Америке иером. Андреем (Эрастовым) в Джорданвилле (шт. Нью-Йорк) по заказу прот. Иоанна Сорочки, настоятеля прихода в Мейфилде (шт. Пенсильвания). Святые в традиц. одеждах стоят на пустынном берегу в окружении океанских волн. Икона почти квадратная по формату и лаконичная по композиции. Печатные копии часто встречаются в храмах США. Икона избранных американских святых (прп. Герман, прав. Иаков Нецветов, мч. Петр, И., свт. Иннокентий) была написана В. Казаниным для Свято-Германовской ДС на о-ве Кадьяк (шт. Аляска). И. с крестом в деснице, 2-й справа, на верхнем поле в сегменте - образ Божией Матери «Знамение».
Икона «Собор американских святых, с 18 клеймами житий» создана К. М. Покровской в 1995 г. после канонизации (1994) праведных Алексия Товта и Иакова Нецветова, священномучеников Александра Хотовицкого и Иоанна Кочурова, но еще до прославления (2000) свт. Рафаила Бруклинского, к-рый тем не менее изображен на иконе. Образ находится в крестовом храме прп. Сергия Радонежского, в резиденции предстоятеля Православной Церкви в Америке. В клеймах - сюжеты из жизни и мучений св. основателей Православия в Америке, включая нек-рых новомучеников, пострадавших в Советской России, и обретение мощей (1992) свт. Тихона, Патриарха Московского. В среднике изображены 10 святых, И. представлен крайним слева в 1-м ряду, вполоборота вправо, в традиц. облачении. В 3-м клейме показано прибытие миссионеров к месту служения на о-в Кадьяк (И. на корабле крайний слева), в 6-м раскрывается история мученической кончины святого на оз. Илиамна (надпись: «Holy priest-monk Juvenaly first martyr of the Orthodox Church in America meets his martyrdom at Lake Iliamna in Alaska at the hands of natives» - Святой иеромонах Иувеналий, первомученик Православной Церкви в Америке, принимает мученичество на озере Илиамна на Аляске от рук местных жителей). История убиения И. воспроизводится по 1-му варианту Жития. Композиция написана на золотом фоне и поземе в виде высоких охристых горок. Святой стоит на коленях и благословляет крестом 2 «диких» мучителей в длинных рубахах, замахивающихся на него топорами.
Настенные росписи ц. Св. Троицы в г. Парма (шт. Огайо) выполнены прот. Феодором Юревичем между 1993 и 2003 гг. Композиция «Собор американских святых» (1,8×2,4 м; согласно авторской подписи, окончена 21 июня 2001) расположена в юж. части зап. стены в 1-м ярусе росписей. 12 святых (в т. ч. также святители архиеп. Иоанн (Максимович) и еп. Николай (Велимирович)) стоят в 2 ряда, И.- вверху 2-й слева.
Новый извод иконографии Собора - «Богородица с Младенцем на престоле, с американскими чудотворцами» - был создан прот. Феодором Юревичем в 2002 г. по заказу Свящ. Синода Православной Церкви в Америке для подношения митр. Феодосию (Лазору) в память 25-летия его служения предстоятелем. Богоматерь с Младенцем восседает в центре в окружении 13 святых (расположены в 2 ряда), прп. Герман и мч. Петр изображены впереди коленопреклоненными. И. в традиц. облачении, с крестом в руке представлен в верхнем ряду 2-м слева.
На иконе «Собор американских святых», написанной Алексеем и Аленой Гомартели в 2011 г. для иконостаса церкви миссии прав. Алексия Товта в Анкоридже, под покровом Пресв. Богородицы представлено уже 16 чудотворцев (кроме упомянутых - священноисп. Варнава (Настич), сщмч. Василий Мартиш, прав. Ольга (Мишель)). В руках у мучеников - кресты, св. основатели храмов держат их модели. Пейзаж символизирует природу Сев. Америки; особенностью иконографии является изображение детей-алеутов в местных одеждах, укрывшихся в мантии прп. Германа. И.- преподобномученик, крайний слева в 1-м ряду. Наибольшее число святых включено в состав Собора на иконе 2011 г. (выполнена теми же авторами по заказу частных лиц для ц. Благовещения Богородицы г. Мейнард (шт. Массачусетс)). В целом иконография аналогична, но святые предстоят образу Божией Матери «Знамение», в группу добавлен сщмч. Серафим (Самойлович), архиеп. Угличский (в 1902-1908 служил в Алеутско-Аляскинской епархии).
В храмовых росписях (преимущественно на зап. стене) получил распространение особый вариант иконографии Собора, называемый «Стена святых» (Wall of Saints). В отличие от иконописных изводов, где амер. чудотворцы изображены группой (как правило, в 2 ряда), «Стена святых» составлена из отдельно стоящих фигур. Так эта композиция была написана прот. Феодором Юревичем в храме Христа Спасителя в г. Гаррисберг (шт. Пенсильвания; работа завершена в окт. 1998). Ростовые образы 13 святых размещены в 2 ярусах, И.- в верхнем ряду 3-й слева, вместе с мч. Петром Алеутом, что объясняется их совместной канонизацией. Изображение рядом с американскими чудотворцами избранных святых - прп. Романа Сладкопевца, блж. Ксении Петербургской и сщмч. Максима (Сандовича), очевидно, было продиктовано желанием прихожан, среди к-рых много выходцев из России, и особенно карпаторуссов. Золотистый фон и оливковый позем связывают фигуры в единую композицию. Автор др. росписи «Стена святых» (12 святых; 1,2×7 м) в ц. Рождества Богородицы г. Мононгахила (шт. Пенсильвания) - иконописец Гарретт. Работа была завершена в июне 2003 г. и располагается на фронтальной части хор. На красивом по цветовому решению фоне - типичный североамер. пейзаж со снежными вершинами, с островами и проливами, с редкой растительностью.
В 1999-2008 гг. иконописцем А. Викстрёмом были выполнены настенные росписи в ц. прп. Германа Аляскинского в г. Эспоо в окрестностях Хельсинки (Финляндия), где И. написан вместе со свт. Иннокентием, мч. Петром Алеутом, прп. Германом и прав. Иаковом.
Росписи в кафедральном Никольском соборе Вашингтона созданы иконописцем А. И. Чашкиным в нач. 90-х гг. XX в. (окончены в 1994) к 200-летию Православия в Америке. И. представлен трижды: единолично в медальоне в арочном проеме и в 2 композициях на зап. стене. Один из сюжетов слева - благословение миссионеров прп. Назарием (Кондратьевым), настоятелем Валаамского мон-ря. И., в монашеском одеянии, с непокрытой головой, стоит справа за коленопреклоненным прп. Германом, склонившись под благословение валаамского игумена; на заднем плане на острове - постройки Валаамской обители. Справа от входа в композиции «От Валаама до Аляски» показано прибытие миссионеров в Америку: в левой части - прп. Герман, И. (с храмом в руках) и свт. Иннокентий Московский (позднее именно при нем деятельность миссии достигла расцвета), справа народы Аляски - эскимосы и алеуты в местных одеждах, с оленем и собакой (средства передвижения). Группы разделяет пролив с парусным судном, на к-ром миссионеры достигли Аляски, с плавающими моржами и тюленями (основной промысел местных жителей). В небесном сегменте - образ Божией Матери «Знамение»; имена святых написаны на церковнослав. и англ. языках.
В житийную иконографию И. в последние годы были внесены изменения в связи с новыми исследованиями обстоятельств мученической кончины святого. Настоятель ц. прав. Алексия Товта в Анкоридже прот. Михаил Олекса на основе анализа народных преданий местных племен и сопоставления их с архивными документами (см., напр.: Oleksa M. Another Culture / Another World. [Juneau,] 2005) пришел к выводу, что И. погиб от стрел эскимосов в устье р. Кускокуим. Кроме того, в композицию убиения вводится неизвестный святой - индеец-атабаск, к-рый помогал И. в миссионерской поездке переводами на местные языки и пострадал за веру вместе с ним. Так, на 2-частной иконе иконописцев Гомартели (2010, ц. прав. Алексия Товта в Анкоридже) вверху представлены прямолично И. и его спутник (с крестами в руках), внизу - сцена их мученической смерти. Поскольку икона может служить важным источником сведений о кончине святых, все детали - одежды индейца, охотников-эскимосов, шамана, их копья, луки, стрелы, байдарка из березовой коры, каяки - писались на основе музейных экспонатов и фотографий. В верхней части на фоне изображена гряда гор Чугач и растущий там в изобилии иван-чай, т. к., по сведениям прот. Михаила, спутник И. происходил из с. Тайонек (недалеко от Анкориджа). В композиции убиения на заднем плане видна т. н. гора IV («IV mountain»), недалеко от которой предположительно пострадали святые. Тип изображения индейца-атабаска впервые создан иконописцами, образ И. воспроизводит сложившуюся иконографию. Аналогичная икона была выполнена теми же мастерами для семьи Витко в 2010 г.
Др. образ мученической смерти И. и его помощника (2010, иконописец Гарретт), написанный по материалам прот. Михаила, был заказан его помощницей Катериной Витко. Основное отличие от нижней сцены на иконе Гомартели состоит в изображении спутника-индейца, к-рый ныряет в воду (по народному преданию, сопровождавший И. индеец-атабаск удивил эскимосов умением нырять и плавать). И. стоит в лодке с посохом в руке, благословляя убивающих его и проповедуя им слово Божие. Детали одежд, оружия и каяков также с точностью воссозданы автором.